Перейти на страницу шахматных наборов Стаунтон

    Возможно именно с шахматными фигурами Говарда Стаунтона был первый случай, когда использование производителями имени известного человека и его активное ЛИЧНОЕ содействие, способствовало успеху предпринимателей в мировом масштабе.
Более ранние случаи подобного нам не известны...
Итак:
Изготовление шахматных фигур было
делом для конца XVIII и начала XIX века перспективным. И высококонкурентным. Фактически можно говорить о том, что производителей (в том числе и с потенциалом массового производства) было предостаточно.
Фирма "Джон Жак и сыновья", практически полвека (с 1795 по 1845) боролась за признание покупателей и за получение большей доли рынка. Изготовление шахматных фигур было не единственным направлением их работы. Они изготавливали что угодно из ценной древесины и слоновой кости. Начиная от бильярдных шаров до оборудования для крокета (ворота, мячи, молотки- всё из дерева). Но шахматы, манили своей перспективой взрывного роста интереса населени.
Размышляя о способах получения конкурентного преимущества Джон перепробовал многое ... 
В его фирме был и хороший ассортимент, и качество, но примерно такой же набор плюсов был и у других производителей.
В конце концов Джон пошёл от требований рынка, от "обратной связи" с игроками- покупавшими и игравшими самыми разными комплектами фигур. Были выяснены основные неудовлетворённости:
1). Сложности в проведении международных игр, или просто игры на выезде. Очень разительно отличались фигуры в разных местностях;
2). Были часто очень завышенное исполнение фигур. Особенно Селенус, французские и другие. Их цепляли руками, фигуры часто падали. Можно было говорить, что почти по каждому комплекту были претензии в плане УСТОЙЧИВОСТИ на доске;
3). Несмотря на внешнюю эстетику много было откровенно неудобных комплектов. Фигуры приходилось брать кончиками пальцев, что не всегда удобно;
4). При падении фигуры падали и в силу своей громоздкой помпезности часто разрушались, что было крайне неудобно и накладно их владельцам.
Объединив все претензии, вычленив главное и немного пожертвовав художественной, оформительской стороной Джон Жак создал чертежи идеального с его точки зрения комплекта фигур. При этом он немного не мало собирался сделать его УНИВЕРСАЛЬНЫМ для игры игроков во всех странах мира. 
Совершенно справедливо можно считать, что это действительно был (да и есть) замечательный комплект!
Начну с описания технических характеристик:
-Фигуры выполнялись или из тяжёлых сортов древесины (самшит, чёрное дерево), или из слоновой кости. А также непременно утяжелялись свинцом в основании фигур и пешек.
- Кроме того, что фигуры были в основании утяжелены, сами основания были достаточно массивными. Центр тяжести был явно смещён к месту соприкосновения фигуры и доски.
- Низ фигур был покрыт зелёным фетром, что в условиях идеально подготовленной до зеркального блеска доски создавало ощущение скольжения!!! Это было новое и неповторимое ощущение. Фигуры и пешки были надёжно стоявшими на доске, и при этом легко передвигавшимися как угодно, без падения! Что бы уронить эти фигуры, нужно было быть особенно неаккуратным игроком.
- Высота фигур и пешек была оптимальной и сооттветствовала представлениям игроков о комфортном размере. Крупные фигуры легко помещались в ладони, а также их форма не была неприятно-колючей, как иногда ранее было с другими комплектами.
- Жак отказался и от непрактичного украшательства, чем убил двух зайцев: и стоимость производства, и отсутствие поломок частей фигур при длительно эксплуатации. По всему было видно, что эти фигуры вполне было возможно передать правнукам.
Что касается дизайна фигур, то тут Джон тоже вложился по максимуму. Он был настроен только на успех и поэтому долго думал, какой именно дизайн фигур приглянётся прежде всего европейским покупателям. Вообще вся подготовка к выпуску продукта, а также его последующее стимулирование, просится в учебник начинающего предпринимателя :-))
Вот на что он опирался при составлении эскизов, а затем и чертежей:
Оставаясь игрой преимущественно верхних слоёв общества, шахматы должны были заинтересовать прежде всего этих сэров, лордов, месье и джентльменов. К началу - середине XIX века лондонские архитекторы были под сильным влиянием греческой и римской культур. Например они проектировали модные особняки состоятельных людей именно в этом неоклассическом стиле. Жак очень хотел, что бы от его фигур исходила аура респектабельного викторианского общества. 
Рассчёт был на очевидность связи стиля новых фигур и моды на викторианство:
Необычная и эстетичная форма епископской митры, диадема королевы, и внушительная корона короля, увенчанная крестом.
Фигура коня, в мелких деталях копирующая голову античного коня из элджиновской статуи. 
Даже башня (ладья), она была выполнена подчёркнуто ясного классического силуэта. Она должна была создавать у играющего ощущение спокойной мощи и основательности.
Пешка ... даже в форме скромной пешки угадывались парапеты балконов, которые можно подметить, если рассматривать лондонские здания Викторианской эпохи.
Были и специфические новшества, которые со временем сошли на нет- впервые на башне-ладье и на коне появилось изображение короны, свидетельствовавшее об их принадлежности к королю.
Теперь посмотрите на дальнейшие действия предпринимателя! Они просто образцовые, даже по нынешним временам!
Продукт создан, продукт отличный. Но необходимо как-то убедить значительное по широте шахматное сообщество, что бы они "пересаживались" на этот тип шахмат. И что бы это было не под давлением человека их создавшего, и априори заинтересованного в продаже. Нужно было что-то эффективного информирования и создания устойчивой первой положительной реакции у целевой аудитории.

С новыми чертежами он обратился за советом к Натаниэлю Куку. Н. Кук - был не только братом жены Джона, но ещё и авторитетным в мире художников и архитекторов человеком. При этом связи его распространялись не только на Лондон.
Кук помог Джону, разумеется на сугубо деловых условиях. Он взял изобретение фигур как собственное и 1 марта 1849 года специальным актом зарегистрировал этот дизайн на своё имя. Но в сентябре дизайн был перекуплен Жаком... 
Всем всё понятно !? :-)
Очень интелегентная, английская схема получилась рассчётов за оказанное содействие и маркетинговые услуги! Мне очень симпатична эта комбинация.
Помощь Кука... она того стоила!
Во первых, будучи человеком со связями. Он очень хорошо продвинул новый дизайн шахмат, как передовой, как наилучший среди целевой аудитории. Фактически он запустил "сарафанное радио" в правильном месте! Шахматы англичан интересовали, они были в моде,а английский чемпион 1840-х Говард Стаунтон очень этому способствовал.
Во вторых, он используя связи в аристократических кругах и сумел выйти на Говарда Стаунтона. При том выйти так, что бы между ними мог состояться предельно открытый, и доверительный разговор. И вот этот разговор он имел решающее значение для мирового успеха именно этого комплекта фигур.
Говард Стаунтон. 
Великий английский шахматист, входящий в список "некоронованных чемпионов мира". О его чисто шахматном творчестве и успехах, будет два поста в следующие выходные.
Сегодня самая краткая и общая информация о нём.
Сильнейший шахматист в 1840-х годах, а также крупный шахматный историк, литературовед (крупный специалист по Шекспиру).
Немаловажно! Всю сознательную жизнь он был связан с прессой Лондона. Был главредом специализированного шахматного журнала: "Хроники шахматной игры", а также был частым автором статей об игре и литературе в других СМИ.
Т.е. известнейший человек вообще, и высочайший авторитет в мире шахмат.
Стаунтон согласился, что бы новые фигуры носили его имя "Шахматы Стаунтона". Это было очень круто! Так как на этом роль маэстро не ограничивалась... Об этом чуть ниже.
Заручившись поддержкой Стаунтона, Жак с марта по сентябрь 1849 года был занят заполнением складов своей фирмы шахматами нового образца! 
Когда 8 сентября 1849 года был объявлен первый день продажи нового комплекта, по "случайному совпадению" сразу в двух лондонских изданиях "Illustrated London News" (глав.ред Кук), и в "Хрониках шахматной игры" вышли статьи о новых совершенных во всём шахматных фигурах, которые очень понравились Говарду Стаунтону, и что он пожелал, что бы эти ЛУЧШИЕ до последнего времени шахматы- носили его имя!
Эффект был сами понимаете каким! Во первых о шахматах уже говорили во всю ещё с марта (Кук провёл презентацию великолепно), во вторых Стаунтон... это был решающий и окончательный аргумент для преобретения и присоединения к всеобщему восхищению.
Но на этом помощь сильного игрока не ограничивалась.
Было ещё ряд статей, а также неформальные отзывы Стаунтона о фигурах, находящихся в конкурентном положении к его...
Порою он откровенно едко и с сарказмом отзывался о попытках конкурентов сделать что-то, претендующее на звание универсального, международного набора.
И уже по мере развития популярности стаунтоновских шахмат, он оказывал дополнительную помощь фирме "Джон Жак и сыновья"... но уже в плане защиты их международного успеха.
Вот часть статьи из "Morning Chronicle", которая им не подписана, но почти никто не сомневается в личности автора 
:-)
"These celebrated Chessmen have now become the only recognized pattern amongst all players of the game. Their elegant form, designated so as not to obscure the view of the other pieces on the board, their nice adaptation to the hand, and their justly indicated value in relation to each other, give them a decided superiority over any others yet produced." And: "In order to guard against fraudulent and inferior imitations of the STAUNTON CHESSMEN, the public are requested to observe that each box bears the signature of Mr. Staunton, and that the Maker's name is stamped upon each set, without which none are genuine. Manufactured only by Jaques and Son, Hatton - garden, London, and may be had at all the principal Fancy repositories throughout the Kingdom." 
Упрощённый перевод: Эти знаменитые шахматы, стали сегодня единственным признанным игроками всего мира эталоном. Для предотвращения мошенничества и подделок, просят обратить внимание общественности, на наличие личной подписи Говарда Стаунтона под крышкой доски, и штамп фирмы "Джон Жак и сыновья".
Мало этого, кроме статей поддержки, в каждую коробку с купленными шахматами вкладывали одни из шахматных книг написанных самим Стаунтоном.
____________________________

К моменту когда ФИДЕ выбирало официальный стандарт фигур для игры в крупнейших мировых соревнованиях (1924г). Шахматы Стаунтона имели конкурентов, но всё же были признаны официальными. Официальными они остаются и по сей день!
Однажды, на первенстве мира между Карповым и Корчным в далёком филиппинском Багио (1978г) возникло затруднение....
На Филиппинах не оказалось ни одного комплекта стаунтоновских фигур. Это было совершенно непримеемлемо. 
Спасти репутацию целого государства, а заодно и действовавшего в то время президента ФИДЕ (не проследившего!), спасла фирма Жаков... за 15 минут до начала матча шахматы эксренно самолётом были доставлены представителем фирмы.
Фигуры выпускаемых сегодня стантоновского типа фигур могут иметь некоторые отличия в размерах, в исполнении коней и т.п. Но общий профиль "стаунтоновский" угадывается во всех!
Прошло более 160 лет, но по прежнему этот дизайн и удобство- одни из лучших, которые когда либо были созданы. Кроме того через этот дизайн прослеживается и история игры, которая очень важна для имиджа шахмат.
   Сылка на источник статьи: журнал "Шахматное место"